Тема: звук [Й], буква Й.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Дети стоят за стульчиками.
Воспитатель: сейчас сядет тот, чье имя начинается на букву А (дети садятся). Игра продолжается, пока все дети не сядут.
II. Основная часть
1. Повторение пройденных букв.
2. Рассказ о букве «й»
Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.
Странная буква.
Заскучали буквы в алфавите.
-Споем?- сказала одна своей соседке.
-Я не умею, - грустно сказала та.
-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..
-Й…Й…Й…
-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
-Я не гласная.
-Согласная, что ли?
-Не знаю.
-Ну, и кому ж ты такая нужна?
-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.
-Стои - жалко, что ли.
-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!
-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
-Сама догадайся…
-Догадались, о какой букве идет речь?
-Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?
-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Он поётся? Что во рту помогает нам его произнести?
-Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.
3. Беседа о букве «й»
- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):
-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)
-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)
-Когда окликаем кого-то. ("Эй")
-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)
-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)
-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)
-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)
-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)
-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)
-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)
-Морская белая птица? (чайка)
-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)
-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)
-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?
-Согласна с вами - в середине и в конце слов.
В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».
4. Физкультминутка
А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)
(Дети двигаются по комнате, веселятся.)
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришел волшебник злой!
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
( Дети застывают, склонив головы.)
В класс пришли друзья-зверюшки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора плясать,
Нам не надо унывать!
( Дети танцуют.)
5. Игра «Приказывай»
– Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты».
- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.
- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).
6 Схемы слов. Но нам осталось выполнить еще одно. Определить в названиях, каких птиц спряталась буква. Й (краткое) и составить схемы этих слов.
Для этого нам придется отгадать загадки.
Вы хотите?
Ответ детей.
Тогда, я буду показывать вам слайды, а вы отгадывайте загадку и называйте место звука в слове : в начале слова, в середине или в конце.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Воробей – звук [й’] в конце слова
Белокрылая птица
Над морем летает.
Рыбу увидит –
Клювом хватает.
Чайка – звук [й’] в середине слова
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Отвечайте…
Соловей – звук [й’] в конце слова
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда?
Вертишейка – звук [й’] в середине слова
В птичьем радостном задоре,
Твёрдо веруя в успех,
Кто из птиц ныряет в море,
Без сомненья, лучше всех?
Кайра – звук [й’] в середине слова
То не радуга, не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный…
Попугай – звук [й’] в конце слова
Жить без дела не люблю я,
В пятом я встаю часу,
То сажаю кедры клювом,
То дубы в глухом лесу.
Сойка – звук [й’] в середине слова
7. Написание букв Й, й.
– Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.
(На доске)
-Н- надела поясок,
И - надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И - наискосок.
Ты ей шапку подари-
Станет краткой буква И.
( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).
8. Заключительная часть.
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
- Как называются звуки, которые не поются?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Дети стоят за стульчиками.
Воспитатель: сейчас сядет тот, чье имя начинается на букву А (дети садятся). Игра продолжается, пока все дети не сядут.
II. Основная часть
1. Повторение пройденных букв.
2. Рассказ о букве «й»
Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.
Странная буква.
Заскучали буквы в алфавите.
-Споем?- сказала одна своей соседке.
-Я не умею, - грустно сказала та.
-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..
-Й…Й…Й…
-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
-Я не гласная.
-Согласная, что ли?
-Не знаю.
-Ну, и кому ж ты такая нужна?
-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.
-Стои - жалко, что ли.
-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!
-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
-Сама догадайся…
-Догадались, о какой букве идет речь?
-Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?
-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Он поётся? Что во рту помогает нам его произнести?
-Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.
3. Беседа о букве «й»
- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):
-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)
-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)
-Когда окликаем кого-то. ("Эй")
-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)
-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)
-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)
-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)
-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)
-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)
-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)
-Морская белая птица? (чайка)
-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)
-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)
-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?
-Согласна с вами - в середине и в конце слов.
В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».
4. Физкультминутка
А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)
(Дети двигаются по комнате, веселятся.)
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришел волшебник злой!
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
( Дети застывают, склонив головы.)
В класс пришли друзья-зверюшки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора плясать,
Нам не надо унывать!
( Дети танцуют.)
5. Игра «Приказывай»
– Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты».
- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.
- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).
6 Схемы слов. Но нам осталось выполнить еще одно. Определить в названиях, каких птиц спряталась буква. Й (краткое) и составить схемы этих слов.
Для этого нам придется отгадать загадки.
Вы хотите?
Ответ детей.
Тогда, я буду показывать вам слайды, а вы отгадывайте загадку и называйте место звука в слове : в начале слова, в середине или в конце.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Воробей – звук [й’] в конце слова
Белокрылая птица
Над морем летает.
Рыбу увидит –
Клювом хватает.
Чайка – звук [й’] в середине слова
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Отвечайте…
Соловей – звук [й’] в конце слова
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда?
Вертишейка – звук [й’] в середине слова
В птичьем радостном задоре,
Твёрдо веруя в успех,
Кто из птиц ныряет в море,
Без сомненья, лучше всех?
Кайра – звук [й’] в середине слова
То не радуга, не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный…
Попугай – звук [й’] в конце слова
Жить без дела не люблю я,
В пятом я встаю часу,
То сажаю кедры клювом,
То дубы в глухом лесу.
Сойка – звук [й’] в середине слова
7. Написание букв Й, й.
– Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.
(На доске)
-Н- надела поясок,
И - надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И - наискосок.
Ты ей шапку подари-
Станет краткой буква И.
( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).
8. Заключительная часть.
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
- Как называются звуки, которые не поются?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Программа занятий
https://disk.yandex.ru/i/w4sYPk8y-Ji9pgИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»