Тема: звук [Й], буква Й.

Педагогический работник Петрачкова Любовь Викторовна.
Педагогический работник
Петрачкова Любовь Викторовна

Ход занятия

1. Вводная часть.

Дети стоят за стульчиками.

Воспитатель: сейчас сядет тот, чье имя начинается на букву А (дети садятся). Игра продолжается, пока все дети не сядут.

II. Основная часть

1. Повторение пройденных букв.

2. Рассказ о букве «й»

Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

Странная буква.

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

-Й…Й…Й…

-И  правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты  нет.

-Я не гласная.

-Согласная, что ли?

-Не знаю.

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Сама  догадайся…

-Догадались, о какой букве идет речь?

 -Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?

-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Он поётся? Что во рту помогает нам его произнести?

-Верно, язычок. Он прижимается боками  к нёбу.  Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

3.    Беседа о букве «й»

- Давайте попробуем определить, в каких словах  может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах  будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Когда окликаем кого-то. ("Эй")

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)

-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)

-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)

-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

-Согласна с вами - в середине и в конце слов.

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».

4.   Физкультминутка

А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)

(Дети двигаются по комнате, веселятся.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками  помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали  и застыли.

( Дети застывают, склонив головы.)

В класс пришли друзья-зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей  расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

( Дети танцуют.)

5.   Игра «Приказывай»

– Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом        « Ты».

- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).

6 Схемы слов. Но нам осталось выполнить еще одно. Определить в названиях, каких птиц спряталась буква. Й (краткое) и составить схемы этих слов.

Для этого нам придется отгадать загадки.

Вы хотите?

Ответ детей.

Тогда, я буду показывать вам слайды, а вы отгадывайте загадку и называйте место звука в слове : в начале слова, в середине или в конце.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробей – звук [й’] в конце слова

Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит –

Клювом хватает.

Чайка – звук [й’] в середине слова

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Отвечайте…

Соловей – звук [й’] в конце слова

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Вертишейка – звук [й’] в середине слова

В птичьем радостном задоре,

Твёрдо веруя в успех,

Кто из птиц ныряет в море,

Без сомненья, лучше всех?

Кайра – звук [й’] в середине слова

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный…

Попугай – звук [й’] в конце слова

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

Сойка – звук [й’] в середине слова

7.  Написание букв Й, й.

 – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую  он обозначает - буква  И  краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

(На доске)

-Н- надела поясок,

И - надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква  И - наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).

8. Заключительная часть.

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

- Как называются звуки, которые не поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Дети стоят за стульчиками.

Воспитатель: сейчас сядет тот, чье имя начинается на букву А (дети садятся). Игра продолжается, пока все дети не сядут.

II. Основная часть

1. Повторение пройденных букв.

2. Рассказ о букве «й»

Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

Странная буква.

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

-Й…Й…Й…

-И  правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты  нет.

-Я не гласная.

-Согласная, что ли?

-Не знаю.

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Сама  догадайся…

-Догадались, о какой букве идет речь?

 -Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?

-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Он поётся? Что во рту помогает нам его произнести?

-Верно, язычок. Он прижимается боками  к нёбу.  Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

3.    Беседа о букве «й»

- Давайте попробуем определить, в каких словах  может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах  будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Когда окликаем кого-то. ("Эй")

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)

-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)

-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)

-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

-Согласна с вами - в середине и в конце слов.

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».

4.   Физкультминутка

А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)

(Дети двигаются по комнате, веселятся.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками  помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали  и застыли.

( Дети застывают, склонив головы.)

В класс пришли друзья-зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей  расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

( Дети танцуют.)

5.   Игра «Приказывай»

– Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом        « Ты».

- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).

6 Схемы слов. Но нам осталось выполнить еще одно. Определить в названиях, каких птиц спряталась буква. Й (краткое) и составить схемы этих слов.

Для этого нам придется отгадать загадки.

Вы хотите?

Ответ детей.

Тогда, я буду показывать вам слайды, а вы отгадывайте загадку и называйте место звука в слове : в начале слова, в середине или в конце.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробей – звук [й’] в конце слова

Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит –

Клювом хватает.

Чайка – звук [й’] в середине слова

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Отвечайте…

Соловей – звук [й’] в конце слова

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Вертишейка – звук [й’] в середине слова

В птичьем радостном задоре,

Твёрдо веруя в успех,

Кто из птиц ныряет в море,

Без сомненья, лучше всех?

Кайра – звук [й’] в середине слова

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный…

Попугай – звук [й’] в конце слова

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

Сойка – звук [й’] в середине слова

7.  Написание букв Й, й.

 – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую  он обозначает - буква  И  краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

(На доске)

-Н- надела поясок,

И - надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква  И - наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).

8. Заключительная часть.

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

- Как называются звуки, которые не поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Программа занятий

https://disk.yandex.ru/i/w4sYPk8y-Ji9pg
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie