«Свойства воды»
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент –
Воспитатель:
–Ребята, сегодня на занятии у нас гости. Давайте поздороваемся с ними и друг с другом.
-Здравствуй, солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй матушка земля, здравствуйте, мои друзья!
-Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Кто знает, что это такое?
Дети:
-Это глобус!
Воспитатель:
- правильно. Глобус – это модель нашей планеты, Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети:
-Синего, голубого.
Воспитатель:
-Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей).
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей земле. А кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку
Воспитатель:
- правильно, молодцы
- Игровая ситуация –
- Ребята, кто-то пришёл к нам в гости! Кто же это?
Дети: Капелька.
Воспитатель: Да ребята, это капелька, и зовут её Капитошка. Капитошка спрашивает у детей, где живут у нас в группе её сестрички-капельки.
Ребята, давайте расскажем Капитошке, где в нашей группе живут сестрички- капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А я буду отмечать ваши ответы приклеивать их на мольберт к Капитошке.
(дети отвечают, где у нас есть вода и какую пользу она приносит: чтобы поливать цветы, мыть посуду, вытирать пыль, мыть игрушки, умываться, пить воду)
- Ребята, а дома как мы используем воду?
( дети отвеют, для приготовления пищи, уборки, стирки одежды…) (Все вместе пересчитывают капельки.)
- Экспериментальная деятельность «Свойства воды»
- Воспитатель:
-ребята приглашаю вас, отправиться в лабораторию и как настоящие ученые проведём опыты и узнаем о свойствах чудесного вещества - воды.
В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
-
- Внимательно слушать воспитателя;
- Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу;
- Не забывать после каждого опыта делать выводы.
А сейчас проходите в лабораторию, вставайте вокруг стола, напротив каждого стаканчика.
Опыт № 1
Воспитатель:
-ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:
Возьмите стакан с соком, понюхайте. Какой это сок? (ответы апельсиновый) Как вы догадались, что сок апельсиновый (пахнет апельсином)
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет (у воды нет запаха).
- так есть ли запах у воды?
Вывод можно сделать: У воды нет запаха!
Опыт № 2
Воспитатель:
-ребята, вы пробовали лимон, а какой он на вкус? (кислый)
-а конфета? (сладкая)
-интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан яблочного сока, попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? (вкус яблока)
-а теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (без вкуса)
Так есть ли вкус у воды? (нет)
Вывод: У воды нет вкуса
Воспитатель:
- вы правы ребята, у воды нет вкуса.
Физминутка. «Водная»
А сейчас мы с вами сделаем водную разминку (физминутку), что б с новыми силами продолжить наши опыты.
Очень всем нужна вода,
Делай раз и делай два, (дети приседают, руки вперёд)
Звери у ручья напились,
Влево, вправо наклонились (наклоны влево и вправо, руки на поясе),
Вместе на носочки встали, (руки на поясе, стоят на носочках),
Тучку лапками достали (тянут руки вверх, «достают руками тучку»),
Дружно хлопнули в ладоши, (хлопают в ладоши),
До чего же день хороший! (обхватывают себя руками),
Дождик вдруг полил с утра! (прячут лицо в ладошки),
За работу нам пора! (возвращаются на место).
Опыт № 3
Воспитатель:
- чтобы приступить к следующему опыту пройдем к следующему столу
-ребята посмотрите, что перед вами на столе в тарелочках
Дети:
-лёд
Воспитатель:
-возьмите его в руки. Какой лёд?
Дети:
-холодный
Воспитатель:
Что еще можно сказать про лёд. Лёд твёрдый?
Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.
- посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то во что он превращается?
Дети:
- в воду.
- Воспитатель
Сделаем вывод: лёд – это точно вода. Мы узнали ещё одно свойство воды - она может быть не только в жидком, но и в твёрдом состоянии, когда замерзает, превращается в лёд.
Мы провели три опыта и чтобы узнать еще одно свойство воды перейдем к следующему столу, встанем вокруг него аккуратно.
Опыт № 4
Воспитатель:
-посмотрите, ребята, а вы знаете какого цвета молоко? (белого)
- а что вы можете сказать про воду? она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицу – ваша задача угадать, какого цвета пуговицу я опустила?
- открывайте глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать (нет) Почему? (ответ детей) теперь предлагаю вытащить пуговицу из молока на салфетку. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы может увидеть какого цвета пуговица (да)
Почему? (потому что вода - прозрачная)
-ребята вы молоды. Сделаем вывод - вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт № 5
- и последнее свойство, которое мы узнаем это какая у воды форма.
- Давайте выльем нашу воду в тарелочку. Что произошло (ответы детей) Действительно, она растеклась по тарелке потому, что не имеет формы. Можем ли мы сказать, что вода круглой формы, квадратной или прямоугольной? Нет. Сделаем вывод – вода не имеет формы.
Воспитатель повторяет ещё раз с детьми свойства воды по схеме проведенных опытов: (вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, вода может быть, как в твердом и жидком состоянии)
- вам понравилось проводить эксперименты с водой? Что тебе понравилось делать (вопрос адресуется к каждому ребенку) что нового узнали о свойствах воды?
Вывод общий вода - чудесное вещество, которое необходимо не только человеку, но и растениям. Ведь без воды нет жизни на земле!
Программа занятий
https://disk.yandex.ru/i/w4sYPk8y-Ji9pgИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»