«Зимующие птицы» (коллективная работа)
1 вводный этап.
Организационный момент.
( Воспитатель организовует детей.)
Воспитатель:
Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Сюрпризный момент: стук в дверь, письмо от Незнайки и его друзей.
(Воспитатель читает письмо)
«Дорогие ребята пишет вам Незнайка и его друзья. Мы живём в жарких странах и никогда не видели синичек и снегирей, они к нам не прилетают. Хотели сделать аппликацию птиц, но совсем запутались. Я думал, что у снегиря грудка жёлтая, а друзья говорят, что красная. Ребята помогите нам пожалуйста. Я знаю, что вы наверно всё о птицах знаете».
2 основной этап.
Воспитатель: ну, что ребята поможем Незнайке. (Ответы детей)
Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей)
Воспитатель: а каких птиц зимой на улице мы можем увидеть? Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами? (Ответы детей) Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.
(Рассматривание картинок, воспитатель выставляет картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь)
Воспитатель: вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
Какие это птицы? (Ответы детей) Правильно. Это зимующие птицы.
Почему их так называют? Они живут у нас зимой.
Что страшнее зимой для птиц холод или голод? (Голод)
Воспитатель: Ребят, наверно, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Воспитатель просит детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Ответы детей. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.
(Воспитатель выставляет картинку «У кормушки»)
«Ребята, как вы думаете, легко ли зимующим птицам зимой. Почему?».
Ответы детей: «Нет, нелегко им холодно и голодно».
Воспитатель: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода? Если погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть, и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу. В эту пору зимующим птицам очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть
Воспитатель предлагает рассмотреть картину «У кормушки» и читает стихотворение:
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки?
Прилетайте на опушку,
— Угощенье ждет в кормушке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено. (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? (Ответы детей).
Воспитатель: «Ребят, а вы знаете, что едят зимующие птицы? Что положить им в кормушку? (Ответы детей).
Воспитатель: Зимующие птицы любят зерно, ягоды, семечки, хлебные крошки. Синички очень любят сало.
Физминутка «Птички»:
Стая птиц летит на юг,
небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю послушать загадки, отгадав их вы узнаете, что мы сегодня будем клеить:
За синие крылья она так зовется
И в холод и в зной ей так звонко поется!
В рубашечке желтой, и впрямь невеличка,
Так как же ее назовешь ты? Ответы детей: «Синичка».
Воспитатель: Молодцы, справились с первой загадкой. Послушайте следующую загадку:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. Ответы детей: «Снегири».
Воспитатель: думаю, вы догадались, что мы с вами будем сделать зимующих птиц: снегиря и синицу. У вас на столе лежат детали туловище, крыло и грудка разного цвета, так, что вы сможете из них выбрать более подходящие для ваших птичек.
Воспитатель: Давайте посмотрим на детали, которые лежат на подносе и попробуем расположить их на листе в правильном порядке. Сначала положим туловище. Следом приложим красную. Какая птичка у нас получится? А если приложим желтую грудку? (Ответы детей) Потом крылышко. Теперь аккуратно намажем туловище птиц клеем и приклеим, к туловищу приклеим грудку и крылышко.
Самостоятельная работа детей.
(Звучит спокойная музыка.)
3 часть (заключительная)
Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите какая прекрасная картина у нас с вами получилась. Нашему Незнайке и его друзьям обязательно понравится, ведь вы ребята ему очень помогли. Пусть наша работа высыхает, а потом мы ее отправим Незнайке и его друзьям. А вы мне пожалуйста напомните, чем мы сегодня с вами занимались, о чем мы сегодня говорили? Чем же питаются зимой птицы? А мы можем помочь птицам зимой? Что вам больше всего понравилось? Давайте повторим какого цвета грудка у синицы? Снегиря?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, много знаете и умеете. Я еще сегодня приготовила лакомство для птиц: сало, семечки, зёрна, хлеб. Мы сейчас с вами пойдём на прогулку и покормим тех птиц, которые прилетят к нам на участок.
Программа занятий
https://disk.yandex.ru/i/w4sYPk8y-Ji9pgИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»